Новопортовское месторождение – уникальная кладезь высококачественной нефти

Тундра, скованная льдами, скрывает огромное количество полезных ископаемых, которые только предстоит отыскать геологам страны. Но уже сейчас ведутся работы по выработке этих, казалось бы, неприступных земель. Новопортовское месторождение тому доказательство. Это уникальные залежи нефти высокого качества, которая ценится не только в России, но и во всем мире. Инновационные разработки, внедрение новых технологий, миллиарды инвестиций – все это направлено на добычу черного золота. Невозможно переоценить его значимость для экономики.

История освоения месторождения

Голое поле, на триста километров севернее полярного круга скрывало в себе огромное количество залежей нефти и газа. Его открытие датируется еще 24 декабрям 1964 года, но тогда, ни техника, ни рабочие, не были готовы вступить в схватку с климатическими и геологическими условиями месторождения. Только в 2009 году здесь началась первая промышленность деятельность по строительству насосных станций.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Геологическая разведка показала, что в толще льда скрывается огромное количество черного золота. Первая скважина вознесла фонтан с дебитом 1 миллион кубометров газа. Уже в 1987 году здесь было 117 скважин, только их бурение давалось с огромным трудом. Они несли исследовательский характер, чем промышленный. Постоянная работа ученых геологов дала возможность полностью раскрыть потенциал тундры, и обогатить экономику страны. Они подсчитали, что примерные запасы месторождения – 250 миллион нефти. Такая сокровищница не могла остаться нетронутой.

Бытовые условия колоссально сложные. Тундра, нет ни дорог, ни адаптированного жилья для рабочих. Для них разворачивался небольшой лагерь, в котором проводились исследования, совещания и, конечно же, жили сотрудники, борющиеся с природой. Начало масштабных разработок началось только в 2012 году.

Тогда был сооружен небольшой резервуарный парк и запущено 2 буровые установки. Первая полученная нефть вывозилась цистернами. Для этого пришлось соорудить 200 км зимников. Так называют бетонные дороги, выдерживающие минусовые температуры этого климатического пояса. Уже в декабре 2012 года было добыто 6 тысяч тонн нефти.

После полного изучения перспективности разработки, компания владелец поняла, что инвестиции будут окуплены, и началось стремительное развитее Новопортовского месторождения. Нефть оказалась редкой, малосернистой, что очень ценится в мире. Этот показатель и стал основной причиной максимального развития здесь промышленной добычи сырья.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Тяжелая работа исследователей, строителей и геологов была вознаграждена в 2016 году, когда месторождение показало свой настоящий потенциал. Именно в это время уровень выработки достиг промышленного уровня.

Логистическая ситуация на этом месторождении самая сложная в мире. Для его обеспечения используется огромное количество техники, в том числе вертолеты и танкеры.


Расположение месторождения

На карте Новопортовское месторождение можно найти на юго-востоке полуострова Ямал. Самая близкая до него морская граница – Обская губа – до 100 км. С октября по июнь здесь всегда царит лед. Он сковывает берега и море, в результате чего, для перемещения сырья маршруты прокладываются с помощью ледоколов. Ближайший к месторождению населенный пункт находится в 85 км, Ямбург, с численностью в 5 тысяч человек. Территориально оно относится к Ямало-Ненецкому автономному округу.

Читайте также:  Выветривание горных пород: основные типы, их особенности и характеристики

А вот до районных центров придется добираться 200 км по заснеженным дорогам. Рядом находится и село Новый Порт, от которого и произошло название месторождения. Благодаря этому происшествию инфраструктура в нем улучшилась в несколько раз. Был решен вопрос с поставками топлива и электричества, построены школы и больницы.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Геологическое строение местности

Одной из самых больших проблем месторождения является неравномерность залегания пластов и большие газовые шапки. Основу фундамента составляют карбонатные отложения, датирующиеся доюрским периодом. Встречаются и осадочные чехлы кайнозойской эры, представленные терригенно-кремнистыми отложениями.


Уникальность нефти

После попадания в европейски страны, качество нефти этого месторождения получило известность. Был даже установлен новый сорт – «Novy Port», названный в честь месторождения уникального сырья. Его необычность в минимальном содержании серы – 0,1%, что редко встречается в природе. Его стоимость даже превысила самый высокий класс мировой нефти Brent (0,3% серы), что обеспечило ей высокую стоимость.

Технологии месторожения

Максимально продуктивным в этой местности считается многозабойное бурение скважин. Оно подразумевает размещение нескольких наклонных ответвлений от одного, основного, ствола. Это самый выгодный способ добычи нефти на территориях, где нефть залегает неравномерными пластами, а обычные вертикальные методы не дают подобной результативности. Главный его недостаток – стоимость. Для создания такой конструкции нужно дорогостоящее оборудования, но, учитывая тектонические особенности, здесь это оправдано.

В 2017 году здесь была построена первая в России многозабойная скважина с четырьмя горизонтально-обсаженными стволами. Ее длина превышает 6,5 километров, что бьет даже мировые рекорды.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Особенностью месторождения автономного Ямало-Ненецкого округа стала и одновременная организация газовой и нефтяной инфраструктуры. На большинстве производств подобного типа она проводится постепенно и поочередно. Но, учитывая большие запасы газа, здесь подобная разработка не возымела бы успеха. Для сотрудников месторождения это настоящий вызов нефтегазодобывающей промышленности мира.

Также используется технология обратной закачки попутного газа. Он необходим для поддержания давления в пласте, чтобы нефть фонтанировала сквозь скважину. Во время производства его большая часть сжигалась, но теперь она снова возвращается в производство, позволяя повысить уровень эффективности добычи. Для осуществления этого плана была построена специальная установка. Она высушивает и сжимает газ до определенных показателей, чтобы его возвращение в породу было результативным.

Здесь размещена и автономная электростанция. Она обеспечивает не только нужды месторождения ЯНАО, но и ближайшие населенные пункты, которые ранее были отрезаны от цивилизации. При ее строительстве рабочие столкнулись с еще одной проблемой. Это теплоемкое производство, которое может растопить мерзлоту и уплыть вниз. Чтобы этого не случилось, используются термостабилизаторы почвы. Они стали уже привычными для месторождений, с характерными климатическими условиями. Благодаря стабилизаторам температура почвы всегда минусовая, а опасность неустойчивости фундамента снижается практически к нулю.


Транспортное соединение

При разработке плана по добыче нефти одним из главных вопросов была транспортировка сырья. Месторождение находится далеко от ближайших нефтеперекачивающих станций автономного Ямало-Ненецкого округа. Вывоз сырья по зимникам оказался самым дешевым методом, но его пропускная способность слишком низкая. Также есть зависимость от климатических условий местности. Летом, когда температура поднималась, льды таяли, а дорога исчезала. Автомобили не могли передвигаться по зимникам, ведь аварийная опасность возрастала сразу в десятки раз.

Читайте также:  Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Были проект и по прокладке трубопровода к ближайшим насосным станциям – Усинской и Краснолененской, но расстояния между ними и месторождением превышало 200 км. Строительство такой магистрали очень затратно, значительно снижает прибыть от производства.

Специалисты остановились на мореходном способе. Во-первых, так значительно сокращалось расстояние. Во-вторых, грузоподъемность танкеров могла обеспечить отличную пропускную способность. В-третьих, транспортировка по морю – один из самых дешевых и выгодных методов. Да и климатические условия не могли противостоять мощным ледоколам, которые прокладывали дорогу с огромной скоростью.

Основными отправными точками могли стать:

  • Мыс Каменный;
  • Харасавей;
  • Сабетта.

Длина трубопровода до мыса Каменного составляет 100 км. Там же был построен специальный пункт, куда перегонялась нефть. Но геологи столкнулись еще с одной проблемой. Основной танкер не может подходить близко к берегу, поэтому пришлось задействовать менее габаритные корабли, загружая большие в несколько заходов. В зимнее время шланговый трубопровод протягивается по, так называемому, ледяному причалу. Этот способ считается прорывом в области транспортировки нефти.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Но самым масштабным и перспективным стал транспортный проект «Ворота Арктики», запущенный 25 мая 2016 года. Его главной задачей стала автоматизация отгрузки нефти и многократное увеличение пропускной способности. Для этого был построен специальный терминал, соединяющийся со станциями мощным трубопроводом.

Его особенность и в полной герметичности – все системы работают автоматически, а при любой, минимальной экологической опасности, подача нефти сразу прекращается. Риск ущерба экологической ситуации очень низкий, что не мало важно при разработке нефтянных месторождений.

Особенности работы

Сотрудники месторождения всегда сталкиваются с климатическими трудностями. Здесь есть люди со всей России, ведь работа построена вахтовым методом. 28 дней они живут, выполняют профессиональные обязанности и даже отдыхают в окружении тундры. Не только геологи, инженеры, технологи, строители нужны на таком масштабном производстве. Важность поваров и врачей нельзя недооценивать.

Новопортовское месторождение - уникальная кладезь высококачественной нефти

Также работники находятся и на отдалении в 2,5 тысячи километров, в Санкт-Петербурге. Там геологи и инженеры работают с программным обеспечением, следящим за работой. Мониторится каждый пробуренный метр, строятся 3Д модели и разрезы. Большая часть работы автоматизирована, что значительно упрощает работу людей.

Запуск проекта «Новый Порт» по открытию терминала «Ворота Арктики» провел Владимир Путин, а контроль велся сразу из нескольких стран России, чтобы исключить все возможные отрицательные происшествия.


Перспективы

Месторождение Ямало-Ненецкого округа считается одним из самых продуктивных в России. Особенности также добавляет и нефть высочайшего качества, аналогов которой найти очень трудно. Сейчас планируется выйти на уровень выработки 8,5 млн тонн нефти в год. Благодаря открытию инновационного терминала это стало возможным.

Права на эксплуатацию месторождения Новый Порт сейчас принадлежат компании Газпромнефть-Ямал, а права выкуплены до 2150 года. Планируются и масштабные инвестиции в производство, дальнейшая модернизация оборудования, чтобы повысить выработку еще в несколько раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector