Новости и публикации

10 октября 2023

«Геомикс»: комплексное решение для предприятий горнодобывающей отрасли

В этой статье мы расскажем об отечественном комплексном горно-геологическом решении для предприятий горнодобывающей отрасли, которое постоянно развивается, чтобы повышать эффективность заказчиков — ГГИС «Геомикс». 

Компания «Геомикс», входящая в периметр Государственной корпорации «Ростех», развивает собственную горно-геологическую информационную систему (ГГИС), существующую на рынке более 30 лет, на протяжении которых ГГИС была внедрена на десятках предприятий России и других стран СНГ. 

Недавно для поддержки российских IT-компаний Правительством Российской Федерации были запущены Индустриальные центры компетенций (ИЦК). В рамках одного из ИЦК — «Недропользование.Геологоразведка», совместно с АО «Росгео» (крупнейшим геологоразведочным холдингом в России), компания «Геомикс» завершает проект по значительной доработке своего продукта «ГГИС ГЕОМИКС–Геология», который заменит иностранное программное обеспечение на предприятиях АО «Росгео». 

А в ближайшем будущем «Геомикс» собирается выпустить абсолютно новое поколение своей ГГИС, отвечающее всем требованиям для современных IT-решений. 

Интервью с Генеральным директором «Геомикс» 

Мы поговорили с Генеральным директором компании Гимираном Утеновым и попросили его подробнее рассказать о программном обеспечении «Геомикс».

 


 

— Гимиран, расскажите подробнее о вашем продукте. 

— Горно-геологическая информационная система «Геомикс» — это комплексная система для цифровизации всех процессов добычи твердых полезных ископаемых (так называемый процесс «Mine to Mill»). Продукт состоит из модулей: «Геология», «Маркшейдерия», «Планирование», «БВР» (буровзрывные работы — прим. ред), «Развал» (моделирование взрыва), «Геоструктура». Заказчик может приобрести как всю ГГИС, так и конкретный модуль и интегрировать его с другими продуктами и решениями (и программными, и аппаратными).

Все больше заказчиков выстраивает комплексные цифровые экосистемы, где связаны и объекты мониторинга, и цифровые советчики для получения максимальных выгод. Оцифрованные и управляемые бизнес-процессы позволяют каждому шагу становиться доступным следующему шагу и параллельным процессам. Отсутствие ручной передачи данных между исполнителями и структурными подразделениями позволяет получать обеленные данные, которым можно доверять. Все это в комплексе позволяет принимать корректные управленческие решения.

Однако далеко не всегда один продукт может удовлетворить все потребности заказчика, особенно среди российских вендоров. Интеграция — один из наших главных приоритетов. ГГИС «Геомикс» может прозрачно интегрироваться со всеми основными системами на рынке. В части БВР, например, мы можем интегрироваться с компаниями, которые занимаются оснащением буровых станков и смесительно-зарядных машин (так называемая диспетчеризация), как работая в тесной связке, так и делая проект «под ключ». 

— Что отличает вашу компанию и продукт от конкурентов? 

— Во-первых, мы сочетаем в себе огромный опыт внедрений и огромную научную базу (ГГИС «Геомикс» существует на рынке более 30 лет) с передовыми практиками разработки, которые мы внедряем у себя на протяжении последних лет. У нас профессиональная команда, которая постоянно растет, поэтому мы активно движемся вперед. 

Во-вторых, мы полностью российская аккредитованная IT-компания, наша ГГИС включена в реестр российского ПО. У нас вся команда в России: и разработчики, и инженеры внедрения, и клиентские менеджеры. У нас довольно короткое плечо взаимодействия с заказчиками — мы можем быстро реагировать на их пожелания и дорабатывать продукт под конкретного заказчика или месторождение.

В-третьих, наши флагманские модули — это «БВР» и моделирование взрывов. Многие конкуренты, разрабатывающие ГГИС, либо вообще не развивают эти технологии, либо находятся на более ранней стадии развития продукта.


 

 — На каком этапе клиенты вас внедряют?

— Процесс работы горнодобывающей компании включает два важнейших этапа:

  1. Геологоразведка и подсчет запасов полезных ископаемых
  2. Промышленная эксплуатация месторождения

Исторически наш продукт больше нацелен на этап промышленной эксплуатации, когда идет непосредственно добыча руды или нерудных твердых полезных ископаемых. Сейчас мы также дорабатываем ГГИС для целей геологоразведки в рамках совместного проекта с АО «Росгео».

 

 

 — С какими клиентами вы сотрудничаете?

— Исторически «Геомикс» развивался в тесном сотрудничестве с такими крупными предприятиями, как Стойленский ГОК («НЛМК»), Михайловский и Лебединский ГОКи («Металлоинвест»), поскольку они были расположены недалеко от офиса «Геомикс» в Белгороде, а также Ковдорский ГОК («Еврохим»). 

Сейчас у нас также открыты офисы в Москве и Красноярске, и мы сотрудничаем со всеми крупными недропользователями в России по всем типам твердых полезных ископаемых.


— Продаете ли вы коробочное решение или адаптируете свой продукт под разных клиентов?

— Мы всегда ориентируемся на клиента и адаптируем для него наш продукт. Все зависит от разных факторов: запрос клиента, уровень его готовности к внедрению цифровых технологий, наличие других систем, поставляемый модуль. Мы можем работать в нескольких форматах:

  1. Коробочное решение: заказчик покупает лицензию и использует ее в своих производственных процессах. Мы обучаем пользователей, помогаем эффективно внедрять систему на предприятии и оказываем техническую поддержку и консультации.
  2. Доработка продукта: мы обсуждаем с заказчиком, чего им не хватает в текущем продукте для повышения эффективности производства, объем доработки, сроки и условия, после чего можем доработать наши модули под нужды клиента.

Мы — независимая IT-компания, поэтому мы очень гибки и динамичны. У нас есть компетенция создания IT-продуктов — мы работаем по Agile (гибкая методология для управления IT-проектами — прим. ред.), поэтому разрабатываем продукт эффективнее и быстрее, чем внутренние команды у заказчика.

 

— Сколько времени занимает внедрение продукта? 

— Очень по-разному, зависит от масштаба проекта и объема работ. В классическом внедрении все зависит от модуля. Если это более универсальное решение типа «Геологии», то мы можем просто продать лицензию и обучить персонал — это от двух недель до 1–2 месяцев. 

Если это моделирование взрыва (модуль «Развал»), где нужно настроить математический алгоритм в зависимости от многих факторов конкретного месторождения, то проект внедрения может занимать от нескольких месяцев до полугода. 

Мы приходим на предприятие, собираем вводные по специфике месторождения, строим математическую модель по их буровзрывным блокам, симулируем взрыв в системе, предприятие осуществляет реальный взрыв под нашим контролем, мы этот факт сверяем с нашей прогнозной моделью, настраиваем, адаптируем, выстраиваем коэффициенты. Несколько раз сравниваем план/факт и оптимизируем модель, чтобы была более высокая точность, и передаем уже настроенную, адаптированную под предприятие модель. Мы гарантируем нашим заказчикам сходимость модели с реальным взрывом более 80%, на практике же сходимость чаще всего превышает 90%.


 

— А есть ли сопровождение? 

— Конечно, мы обучаем персонал, у нас есть техподдержка. Если у предприятия появляются какие-то ошибки, мы их устраняем, подсказываем, где, как и что работает. Они могут давать обратную связь по функционалу, а мы, когда видим, что многие предприятия это спрашивают, можем это сделать за свой счет, просто как развитие продукта, и обновить им потом версию. 

— Каким предприятиям моделирование взрыва актуальнее всего? 

— Снижение разубоживания и потерь — важная задача для предприятий, у которых небольшое содержание полезного ископаемого, например, для золотодобывающих компаний. Однако, для угольных предприятий, например, это тоже актуально. Взрывное разрушение вскрышных пород без потерь по углю ранее решалось срыванием вскрыши гидравлическим экскаватором, что приводило к износу его гидросистем. С применением инструмента моделирования взрыва больше нет необходимости в использовании экскаваторов в этом процессе. 

— Есть ли у вас кадровый дефицит? Где вы берете специалистов? Важно, чтобы они имели горное образование или достаточно компетенций разработки? 

— Кадровый дефицит есть, как и, наверное, у всех компаний сейчас на рынке. У нас есть разного рода специалисты:Программисты. Исторически у всех программистов в нашей компании есть сильная горная компетенция, что для российского рынка максимально редкая история. Они сами разбираются в своей специальности: кто по геологии, кто по маркшейдерии, кто по планированию, и сами пишут код. Сейчас мы таких на рынке практически не видим, поэтому нанимаем именно сильных разработчиков, после чего погружаем их в горную сферу.Инженеры внедрения — те, кто ездит по предприятиям, внедряет, обучает, консультирует заказчика. Это сильные горные специалисты по своим направлениям (геология, маркшейдерия, БВР и т.д.) с опытом работы на предприятиях и знанием особенностей ГГИС.

Мы всегда открыты для соискателей, особенно для профессионалов. 

— Как на предприятии встречают цифровизацию сотрудники? Есть ли сопротивление? Или, наоборот, люди рады внедрять новые инструменты? 

— Мы предлагаем специалистам удобные, современные и качественные инструменты. Сотрудники это сразу видят и ценят. 

Но стоит отметить, что новые продукты — это всегда стресс, это обучение, погружение, снижение эффективности ради потенциального увеличения в будущем. Вообще, исторически горная отрасль довольно консервативна. Но подвижки в сторону цифровизации есть. Предприятия нанимают команду по цифровизации, директоров по цифровой трансформации. Руководство среднего звена и выше очень сильно заинтересованы в ней. 

В сопротивлении сотрудников я бы выделил два типа:

  1. Сопротивление новому: «Я тридцать лет на бумаге рисовал и еще тридцать лет буду рисовать». Это чаще всего старшее поколение специалистов. Таких, по нашим оценкам, становится все меньше, все-таки цифровые продукты активно приходят в нашу жизнь.
  2. Более частый тип сопротивления — сопротивление новому решению: в компании внедрен другой продукт (иногда менее технологичный), специалисты привыкли к нему и не хотят что-то менять.

— Как вы работаете с сопротивлением сотрудников? 

— Тут со всеми по-разному, и мы для каждого подбираем аргументы. Для одних важны экономические эффекты, для других — удобный интерфейс и скорость работы, для третьих достижение KPI по физическим показателями (объем добычи, качество, содержание и т.д.). Также важно соответствие продукта всем законодательным требованиям. ГГИС «Геомикс», например, одобрена Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых РФ и согласована Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для применения на горных предприятиях. 

— Учите ли вы работать с вашим ПО студентов? Если на предприятие приходят специалисты, которые уже умеют им пользоваться, помогает ли это вам и самим предприятиям? 

— Да, взаимодействие с ВУЗами для нас очень важно по нескольким причинам. 

Во-первых, знание цифровых продуктов напрямую влияет на квалификацию выпускников. Когда студенты приходят работать на предприятие, их не нужно дополнительно обучать, они готовы с первого дня эффективно работать. 

Во-вторых, с ВУЗами нам интересно сотрудничать и из-за обмена информацией. В нашем продукте можно применить различные научные исследования и повысить его эффективность. 

Сейчас у нас открыты лаборатории «Геомикс» в Белгородском государственном университете (БелГУ), Университете науки и технологий МИСИС, Российском государственном геологоразведочном университете (МГРИ), ведется активное взаимодействие с Санкт-Петербургским горным университетом, а также ведем диалог о сотрудничестве с другими ведущими профильными ВУЗами.



 

— Получается, вы приходите в ВУЗы уже с кейсами с производства. Это и студентам полезно.

— Да, ВУЗы активно хотят открывать компьютерные классы «Геомикс», потому что это улучшает и их программы тоже, и качество их выпускников. То есть, во-первых, все хотят быть современными и учить не только по учебникам, но и по передовым цифровым продуктам, а во-вторых, все борются за то, чтобы их выпускники были востребованы на рынке, поэтому чем больше у них применимых навыков и знаний, тем лучше.

— Какие у вас планы на будущее?

— Ближайшие планы до конца года — доработка текущего продукта ГГИС «Геомикс» по самым приоритетным направлениям. Одно из них — доработка модуля «Геология» в рамках проекта с АО «Росгео» в ИЦК. Будет доработан интерфейс, функционал работы с каркасными и блочными моделями, функционал геостатистики, интеграция с другими программами. 

Более долгосрочными планами является разработка абсолютно новой версии продукта — мы ее называем «Геомикс 2.0» на новом технологическом стеке, web-интерфейсе и с расширенным функционалом. 

Первыми модулями будут «БВР» и «Развал» (планируем выпустить первый релиз уже в следующем году), но и остальные модули планируем обновлять и развивать. 

Наше видение целевого продукта заключается в комплексном охвате всех направлений добычи — с помощью наших решений и с помощью сквозной интеграции со сторонними решениями. Главный показатель успеха для нас — повышение эффективности деятельности наших клиентов.

«Геомикс» на Майнексе

Компания «Геомикс» будет участвовать в выставке Майнекс Россия, которая пройдет с 4 по 5 октября в Москве, в гостинице Рэдиссон Славянская. В рамках Майнекса будет организована дискуссионная сессия «Геомикс», посвященная комплексному обеспечению горно-металлургических предприятий передовыми ИТ и цифровыми решениями. 

Вы сможете послушать выступление представителей «Геомикс», а также приглашенных экспертов, встретиться с командой компании и лично задать вопросы о разработке и внедрении ПО на предприятии. Эта сессия пройдет 4 октября, с 14:30 по 16:00, в зале «Толстой».


Официальный сайт компании «Геомикс»: https://geomix.ru/

По любым вопросам вы можете обращаться на почту: gimiran.utenov@geomix.ru