Новости и публикации

Немного о железе: Фотообзор одной командировки в Стойленский карьер

Специфика моей трудовой деятельности напрямую связана с металлургической отраслью. А точнее с её добывающей частью. Оно и понятно, если учесть тот факт, что в Белгородской области добывается более трети всего железорудного сырья России. В свое время я побывал наверное на всех крупнейших рудодобывающих предприятиях региона. Спускался и в шахту, где добыли первую тонну железной руды в Губкине, обошел и весь крупнейший в Европе Лебединский карьер. Разве что в шахту Яковлевского рудника спускаться не доводилось, хотя на самом объекте бывал и не раз.
Но сегодня небольшой рассказ о втором по величине железорудном карьере Белгородской области - Стойленском.

В глубины Стойленской ямы нас занесло этой осенью в рамках выполнения одним из наших сотрудников работы по моделированию расположения качества во взорванной массе. Собственно поездок было несколько. Сначала мы на еще не взорванном блоке зарядили специально пробуренные скважины разноцветными бревнами по 3 метра длинной каждый. А потом, после взрыва, должны были отследить в каком месте эти бревна будут появляться в процессе отбора массы экскаватором. Соответственно дежурить в карьере пришлось круглосуточно в течение 10 дней, пока экскаватор не отработает весь наш блок. Ну а сотрудник потом определял соответствует ли цифровая модель действительности. До загрузки в скважины наши "маркеры" выглядели вот так:

Сразу скажу, что, после взрыва сохранились далеко не все))) Впрочем, околонаучными подробностями я больше читателей грузить не буду. Просто познакомлю немного с самим карьером, или, как его называют рабочие, "ямой".
На следующем фото хорошо видно, что карьер можно использовать в качестве наглядного пособия при подготовке геологов. Что, кстати, и делается.

Отчетливо видно несколько слоёв. Если почвенный покров почти не заметен, то нижележащий массивный слой меловых отложений трудно не заметить. Стойленский ГОК специализируется на добыче сырья для метталлургии. Поэтому мел, а также лежащие ниже мела, пески и глины для него являются побочным продуктом, или, как говорят "вскрышными породами". Часто вскрышные породы просто уходят в отвалы. Здесь же они добываются для Оскольского цементного завода. В основном.

Куда идут юрские глины, я точно сказать не могу. Но драгляйн на них работает усердно.

Собственно под глинами и начинается главное богатство Курской Магнитной Аномалии - железные руды, но их не так много, и железистый кварцит. В общем-то и правильнее говорить, что наши предприятия в основном добывают не железную руду, а железистые кварциты. Сам кварцит выглядит весьма неказисто. Камень, как камень:

Вот из такого камня потом выплавляют сталь, делают машины и механизмы, столовые приборы, и вообще очень многое, без чего современное общество обойтись не может. И этот камень в карьере повсюду. Из него состоят стены карьера. Им вымощены дороги в карьере. Он под нами, он над нами, он в нас. Карьер весьма запылен даже не смотря на постоянную работу машин-поливалок. За сутки, лежащая на месте бумага покрывается почти миллиметровым слоем мелкой пыли. Этой же пылью приходится дышать. Поэтому пользование респираторами крайне обязательно.

Таким образом, поливалки не просто делают красивую радугу, но и выполняют очень полезную функцию по снижению запыленности.

Вообще наверное стоит очень кратко рассказать, как в принципе происходит добыча кварцита в карьере. Железистый кварцит - весьма прочный камень. Поэтому, для того, чтобы его можно было добыть, его предварительно разрыхляют. Разрыхляют с помощью направленного взрыва. Все вы видели, что карьер состоит из уступов. Каждый уступ имеет высоту 15 метров. Именно на такую глубину рассчитан специальный буровой станок, который бурит в уступе скважины, куда потом заряжают взрывчатку.

Скважины в каждом таком блоке расположены в определенном порядке, и взрываются не одновременно, а в соответствии со специальной схемой. После взрыва уступ разрушается, и раздробленную горную массу сможет черпать огромный экскаватор.

С расстояния экскаватор на выглядит большим. Но, поверьте на слово, в его ковш запросто помещается глыба размером в 3 метра.
Экскаваторы грузят разрыхленную массу в многотонные БелАЗы.

В один такой вот, игрушечный на вид, автомобиль помещается до 130 тонн руды. Для сравнения, обычный КамАЗ, поставь его рядом, был бы БелАЗу чуть выше колеса!
Далее БелАЗы перевозят руду на специальные перегрузочные пункты. Их в карьере несколько.

На перегрузочных пунктах руда складируется в специальные склады-усреднители, из которых экскаваторами грузится в открытые железнодорожные платформы для отправки на обогатительную фабрику.

Качество руды во взорванной массе разное. Часто то, что качество в процессе вывоза изменилось обнаруживают лишь спустя некоторое время. Поэтому наша работа и востребована. Конкретно в последней командировке стояла задача наблюдать за работой экскаватора и фиксировать координаты маркеров, если таковые будут появляться в забое.

Работа, конечно, пыльная, но не особо утомительная. Хотя сидеть в среднем по 12 часов в сутки и внимательно смотреть в одну точку, иногда подскакивая, что отснять точку теодолитом, тоже еще то удовольствие!

Кстати, на одном из снимков в этой заметке уже были хорошо видны сразу целых два маркера. Кто нашел, возьмите с полки пирожок!)))
С погодой нам в этот раз повезло. Хотя ночи уже были морозными, и мы откровенно мёрзи даже в хорошей теплой спецодежде. Если днем в общем то работать одно удовольствие, то ночью было достаточно сложно. Во-первых, холодно. Во-вторых, обзор был ограничен тем пространством, которое освещали прожекторы экскаватора. Приходилось очень серьезно напрягать зрение. В одну из ночей нас посетил рыжий пушистый зверёк! Нет, это не белочка, чего можно было ожидать. Лиса. Я глазам своим не поверил, когда она мелькнула около экскаватора. Главное, наглая такая. Общарила всю площадку вокруг экскаватора и неспеша удалилась. На работающую технику ноль реакции!
А постоянные борта карьера густо поросли облепихой, которая осенью как раз в самом соку.

Ну вот и всё. Наш участок отработан. Как раз в полнолуние завершаем свою работу. Жаль только, что ночная смена с лунным затмением пришлась не на мою бригаду.

Больше фотограций на моей странице Вконтакте: http://vk.com/album7418851_20370098 6
За сим прощаюсь! До новых встреч! Ваш...